Губернатором области Н.В.Виноградовым в январе т.г. подписано постановление, согласно которому сохранена на первый квартал 2006 года максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18 процентов. Кроме того, 14 декабря 2005 года принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее новые правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Комментирует указанные постановления директор департамента социальной защиты населения Л.Е.Кукушкина.
- Как можно охарактеризовать ситуацию с предоставлением жилищных субсидий в минувшем году?
- Работа в этом направлении деятельности органами социальной защиты проделана большая, тем более, что функции предоставления субсидий нашей системе были переданы не так уж давно (в конце 2004 года). В текущем году субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 56506 семей. Получателями субсидий в среднем в месяц являлись 5,5% от общего числа семей, проживающих в области. В основном это малообеспеченные граждане. 78% от общего числа получателей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Средняя величина субсидии по области в декабре 2005 года составила 747 руб., тогда как в 2004 году этот показатель был 533 руб. На предоставление жилищных субсидий из областного бюджета направлено 257955 тыс. руб.
Качественно новым в этом направлении стало то, что в прошедшем году завершена работа по переходу на перечисление субсидий на персонифицированные счета. С начала текущего года все получатели будут получать их в кредитных учреждениях, или они будут доставляться гражданам через почтовые отделения.
- Постановлением Губернатора снижена до 18% максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг? Что дает такое снижение при установлении субсидий?
- Это снижение позволяет значительно большему числу семей получить право на получение жилищной субсидии, а также установить более высокий размер субсидии.
- В конце прошедшего года было принято Постановление Правительства Российской Федерации, установившее новые правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Какова причина его принятия?
- Постановление Правительства от 14 декабря 2005 года №761 было принято во исполнение статьи 159 Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 года. Постановлением утверждены новые правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановление преследует те же, цели что и утратившее силу Постановление Правительства № 444 - социальная защита наименее обеспеченных граждан и повышение их социальной активности путем изменения принципов предоставления гражданам бюджетной поддержки на цели оплаты жилищно-коммунальных услуг.
- На сколько новыми правилами предоставления субсидий изменены «правила игры»?
- Основное отличие вновь принятых правил заключается в том, что они будут являться руководством к действию на территории всех субъектов Российской Федерации, тогда как ранее каждый регион утверждал свои Порядки и условия предоставления гражданам субсидий.
- Регионы России сильно отличаются социально-экономическими условиями жизни проживающего в них населения. Даже в различных муниципальных образованиях одной области люди живут по-разному. Могут ли областные органы власти вносить свои коррективы в установленные Правительством правила?
- Органы государственной власти субъектов РФ для расчета жилищных субсидий самостоятельно утверждают экономически обоснованные региональные стандарты:
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;
стоимости жилищно-коммунальных услуг; максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Эти стандарты непосредственно участвуют в процессе определения размера субсидии. Постановлением Правительства определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать местные стандарты, которые могут применяться вместо всех или вместо отдельных соответствующих региональных стандартов. Однако в этом случае дополнительные расходы на предоставление субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
- Что еще принципиально нового закреплено положениями новых правил предоставления субсидий?
- Если в соответствии с ранее действующим порядком размер субсидии зависел от величины утвержденных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, то по новым правилам субсидии рассчитываются исходя из размера региональных стандартов, о которых говорилось ранее.
- На какой срок утверждаются региональные стандарты?
- На один год.
- За какой период заявители и члены их семей предоставляют сведения о доходах, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии?
- Совокупный доход семьи для предоставления субсидии по новым правилам определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, тогда как ранее учитывались доходы за три месяца.
- По старым правилам в случаях, если трудоспособный член семьи не работал, семья лишалась права на получение жилищной субсидии. Как будет решаться этот вопрос по новому Постановлению?
- Семье будет предоставлена субсидия, но при расчете размера среднедушевого дохода семьи такие граждане не учитываются.
- Если трудоспособный член семьи работает, но не может подтвердить документально свои доходы?
- Если трудоспособный член семьи не имеет возможности подтвердить их документально, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. При этом такие сведения могут быть проверены органами социальной защиты населения в установленном законодательством порядке.
- Изменился ли перечень категорий семей, имеющих право на получение субсидий?>
- Да. В круг лиц, имеющих право на получение субсидий, дополнительно включены наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.
- Как должен поступить орган социальной защиты населения в случае, если размер предоставленной субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату ЖКУ?
- Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае, если он превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения должен быть произведен гражданином. Необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем в бюджет.
- С какого срока после подачи заявителем всех необходимых документов семье выплачивается субсидия?
- При представлении полного пакета документов, предусмотренных новыми правилами, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Ранее в соответствии с утвержденным Порядком субсидия предоставлялась с месяца обращения.
- Подлежат ли перерасчету размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу постановления Правительства №761?
- Ранее начисленные субсидии пересчету не подлежат в течение всего периода, на который они были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются. Есть ряд отдельных положений правил предоставления субсидий, которые в силу определенных обстоятельств сегодня можно трактовать неоднозначно. Постановлением Правительства Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить в 2-месячный срок со дня его издания методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Думаю, с утверждением этих рекомендаций все вопросы должны быть закрыты. Пока же можно сделать следующие предварительные прогнозы. Оценочный анализ и выборочный перерасчет ранее начисленных субсидий по новым правилам, проведенный департаментом, показал, что при сохранении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи рост размера жилищных субсидий составит приблизительно 15 - 25%.