Продажа квартиры, собственно, как и покупка, требует обстоятельного подхода. Если вы надумали заниматься этим без фирм-посредников, то тут, как говорится, ваш товар, вам и карты в руки! Но ситуация, когда продавец и покупатель встречаются без посредников, уходит с рынка. Такой путь отнимает много времени, а для занятого человека это серьезная проблема. Многие выбирают единственный цивилизованный, хотя и не дешевый вариант — услуги риэлтерских фирм. В Пензе по официально выданным лицензиям работают более 100 агентств недвижимости. И только около 20, по оценке специалистов, представляют реальный интерес, имеют большой опыт и сотрудников-профессионалов. Выбор есть. Кому же довериться в проведении жизненно важной для вас сделки?
Доверяй, но проверяй
Для начала с агентствами по торговле недвижимостью стоит познакомиться заочно через газетные объявления. Лучше, конечно, иметь дело с крупными фирмами, но и здесь подстраховка не повредит. Нужно пройти по приглянувшимся вам адресам, удостовериться, что эти фирмы действительно существуют, побеседовать с их руководством или его представителями. Степень надежности можно определить различными способами: от расспросов посетителей до записи номера документа, на основании которого было открыто агентство. И все же такую информацию лучше получить от близких людей, знакомых, родственников, друзей, которым вы доверяете. Если выбор уже сделан, то прежде чем подписывать соглашение, узнайте схему работы фирмы в данном направлении и стоимость предоставляемых услуг.
А сколько берут?
Единой технологии в работе агентств не существует, и условия, на которых могут быть удовлетворены требования клиента, обговариваются заранее, как и возможные последствия расторжения соглашения по чьей-либо из сторон. Фирма ищет покупателя, демонстрирует квартиру, проводит рекламную кампанию. При этом инспектор агентства может стать доверенным лицом клиента и осуществить подготовку всех необходимых документов. Все это входит в комплекс предоставляемых услуг. Разумеется, единого тарифа здесь быть не может. Конкретную цифру стоимости услуг назвать нельзя: она в каждой фирме своя.
Грубо говоря, берут столько, сколько можно, а сколько можно — зависит от масштабов сделки, в среднем от 5 до 10%.
Если комплекс услуг, перепроверенный клиентом, устраивает, можно подписывать соглашение, в котором фиксируется вариант взаиморасчета и размер суммы, получаемой после продажи.
Хозяин-барин
Цену на квартиру устанавливает продавец. Естественно, делать это нужно с учетом уровня цен на рынке недвижимости на данное время. Она должна быть реальной. Инспектор агентства не вправе производить официальную оценку, но может дать необходимые рекомендации, советы, разъяснить, в какой срок и по какой цене можно осуществить продажу.
Палата или контора?
Кстати, об оформлении. Его можно провести двумя путями: через Регистрационную палату и нотариальную контору. Безопасность гарантирует и тот, и другой способ. Правда, у последнего есть определенные преимущества, и он, соответственно, дороже.
Работа с нотариусом исключает неясности. В процессе непосредственного контакта он отвечает на все вопросы, разъясняет детали, тонкости. В его же присутствии производится денежный расчет. В случае утери договора купли-продажи нотариальная контора выдает дубликат.
В Регистрационной палате оформление обходится значительно дешевле, и договор фиксируется в простой письменной форме. Палата дубликатов не выдает. Право собственника в случае утери можно восстановить только через суд. Процедура длительная, утомительная, дорогостоящая. Оптимальный вариант для тех, кто вынужден экономить, — оформить документы через Регистрационную палату и хранить договор как зеницу ока.
Деньги, деньги…
Самый ответственный момент — получение денег. Их можно при необходимости сразу перевести на свой счет в банке или получить наличными. Вариантов передачи денег достаточно много. Главное — соблюдать условия договора, где обязательно должно быть указано место и время совершения этого действа. Однозначно, что оно не должно происходить в Регистрационной палате, на лавочке или в машине.
Если продавец — покупатель
Сейчас в нашем городе существует еще один вариант продажи квартир, при котором продавец не получает на руки наличные деньги как таковые. Этот способ, при котором продажа одной квартиры с последующей покупкой другой через МФ «Жилье», подходит тем, кто хотел бы улучшить свои жилищные условия. Покупатель квартиры расплачивается с МФ. Эта сумма частично покрывает стоимость новой квартиры, а продавец, и он же покупатель одновременно, доплачивает разницу в стоимости двух квартир.
Для оформления такой сделки продавцу нужно заранее позаботиться о подготовке необходимых документов. Основной из них удостоверяет право собственности на жилье: свидетельство на приватизацию, договор купли-продажи, дарения. Требуется выписка из домовой книги, копия лицевого счета, справка об уплате налогов на недвижимость. Если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, то справку из гороно. Документы оформляются в Регистрационной палате. Сотрудники МФ «Жилье» предоставляют возможные варианты покупки и занимаются поиском покупателей на вашу прежнюю квартиру.